Монета с изображением Александра Македонского |
Политика этнического слияния все больше портила его отношения с македонцами, которым совсем не нравилось его новое понимание империи. Их сильно возмущала его решимость включить персов в армию и администрацию провинций на равных с ними правах. Прибытие тридцати тысяч юношей, прошедших македонскую военную подготовку, и включение восточных воинов из Бактрии, Согдианы, Арахозии и других земель империи в конницу гейтаров только раздуло огонь их недовольства; в дополнение ко всему, персидская знать с недавних пор получила право служить в конной армии царя. Большинство македонцев видели в этой политике угрозу их привилегированному положению. Этот вопрос крайне обострился в 324 году, когда решение Александра отправить на родину македонских ветеранов во главе с Кратером были истолковано как намерение перенести местопребывание власти в Азию. Вспыхнул открытый мятеж, в котором не участвовала только царская охрана. Но когда Александр все-таки распустил всю армию македонцев и на их место набрал персов, оппозиция была сломлена. За эмоциональной сценой примирения последовало грандиозное пиршество (девять тысяч гостей) в ознаменование окончания разногласий и установления партнерских отношений в управлении македонцами и персами. Подчиненные. Покоренные народы в это содружество не вошли. Десять тысяч ветеранов отправились с дарами в Македонию, и кризис был преодолен.
Летом 324 года Александр попытался решить проблему неприкаянных наемников, тысячи которых скитались по Азии и Греции; многие из них - политические изгнанники из собственных городов. Декрет, привезенный Никанором в Европу и провозглашенный в Олимпии (сентябрь 324 года), предписывал всем городам Греческого союза вернуть всех изгнанников и их семьи (кроме фиванцев).
Последний год.
Осенью 324 года в Экбатанах умер Гефестион, и Александр устроил своему
ближайшему другу небывалые похороны в Вавилоне. Греции он велел чтить
Гефестиона как героя, и, видимо, именно с этим повелением было связано
требование, чтобы и ему самому воздавали божественные почести. Уже
давно лелеял он мысли о своей божественности. Греческая философия не
проводила четкой разделительной черты между богом и человеком. Их мифы
дают не один пример того, как человек, совершив великие деяния, обретал
статус божества. Александр не раз поощрял лестные сравнения своих
деяний с теми, которые совершили Дионис или Геракл. Теперь он, похоже,
становится убежденным в реальности своей божественности и требует ее
признания другими. Нет причины полагать, что это требование было
обусловлено какими-то политическими целями (статус божества не давал
его обладателю никаких особых прав в греческом городе - государстве).
Скорее это было симптомом развивающейся мании величия и эмоциональной
неуравновешенности. Города волей-неволей уступали его требованию, но
зачастую делали это с иронией: в спартанском декрете говорилось: " Если
Александр желает быть богом, пусть будет богом".
Зимой 324 года Александр осуществил жестокую карательную экспедицию
против коссеев в горах Луристана. Следующей весной в Вавилоне он принял
посольство из Италии, но позже появились рассказы, что приходили
посольства и от более далеких народов: карфагенян, кельтов, иберийцев и
даже римлян. Приезжали к Александру и представители греческих городов -
в венках, как и положено было появляться перед божественным. Весной же,
следуя по маршруту Неарха, он основывает еще одну Александрию - в устье
Тигра, составляет планы развития морских связей с Индией, для чего
предварительно необходимо было совершить экспедицию вдоль Аравийского
побережья. Он отправил Гераклида исследовать Гирканское (Каспийское)
море. Внезапно, занимаясь усовершенствованием ирригационной системы
Евфрата и заселением побережья Персидского залива, Александр после
длительной пирушки заболел и через десять дней, 13 июня 323 года, умер,
на тридцать третьем году жизни, как полагают - от малярии.
Барельеф, изображающий Александра в битве (так называемый саркофаг Александра Македонского) |
Наследник на трон указан не был, и его полководцы высказались в пользу слабоумного незаконнорожденного сына Филиппа II - Арридея и сына Александра от Роксаны, Александра IV, родившегося уже после смерти отца; сами же после долгих споров разделили сатрапии между собой. После смерти Александра Великого империи не суждено было сохраниться как единому целому. Оба царя были убиты: Арридей в 317 году, Александр IV в 310-309 гг. Провинции стали независимыми государствами, а военачальники, следуя примеру Антигона, провозгласили себя царями.
Достижения Александра, личность и характер великого македонца, его военное искусство.
Мало
достоверной информации сохранилось о планах Александра. Если бы он
остался жив, то несомненно завершил бы завоевание Малой Азии, где все
еще существенно независимыми оставались Пафлагония, Каппадокия и
Армения. Но в последние года цели Александра, похоже, сместились в
сторону исследований окружающего мира, в частности Аравии и Каспия.
В организации своей империи македонец во многих сферах
импровизировал и приспосабливал найденное к своим нуждам. Исключением
была его финансовая политика: он создал централизованную организацию со
сборщиками налогов, возможно независимую от местных сатрапов. Частично
неудачи этой организации объясняются слабостью руководства со стороны
Гарпала. Но выпуск новой монеты с определенным фиксированным
содержанием серебра, основанным на афинском стандарте, вместо старой
биметаллической системы, распространенной в Македонии и Персии, везде
способствовал развитию торговли, и это, вместе с притоком большого
количества золота и серебра из персидской казны, послужило очень нужным
и важным стимулом для экономики всего Средиземноморского региона.
Основание Александром новых городов - свыше семидесяти - согласно
Плутарху, открыло новую страницу в истории греческой экспансии.
Несомненно, многие колонисты, вовсе не добровольцы, оставляли города, а
браки с коренными жителями Азии приводили к растворению греческих
обычаев. Однако в большинстве городов влияние греков (более, чем
македонян) осталось сильным. И поскольку наследники власти Александра в
Азии Селевкиды продолжили этот процесс ассимиляции, распространение
эллинистической мысли и культуры на значительную часть Азии, до Бактрии
и Индии, являлось одним из самых замечательных результатов завоеваний
Александра.
Его планы расового слияния потерпели неудачу: македоняне единодушно
отвергли эту идею, и в империи селевкидов четко доминирующим был
македонский и греческий элемент.
Это уменьшенная версия карты. Для того чтобы увидеть всю, нажмите на нее и в новом окне откроется полная версия |
Александр - величайший среди известных полководцев - проявлял необычайную гибкость как в комбинировании различных видов вооружения, так и в умении приспособить свою тактику к тем новым формам ведения войны, которые противопоставлял ему противник, будь то кочевник, горцы или Пор со своими слонами. Его стратегия была искусно подчинена богатому воображению, и он знал, как воспользоваться малейшими шансами, представляемыми в любом сражении, которые могли бы сыграть решающую роль в победе или поражении. Александр также, победив никогда не останавливался на достигнутом и безжалостно преследовал бегущего врага. Македонец чаще всего использовал для нанесения сокрушительных ударов конницу, и делал это настолько эффективно, что ему редко приходилось прибегать к помощи своей пехоты.
Недолгое царствование Александра явилось решающим моментом в истории Европы и Азии. Его поход и личный интерес к научным исследованиям во многом продвинули знания о географии и естественной истории. Деятельность македонца привела к перенесению великих центров европейской цивилизации на восток и к началу новой эры греческих территориальных монархий. Она способствовала распространению эллинизма по всему Ближнему Востоку широкой колонизаторской волной и созданию - если не в политическом смысле, то, по крайней мере, в экономическом и культурном - единого мира, простирающегося от Гибралтара до Пенджаба, открытого торговле и социальным взаимоотношениям. Справедливо будет сказать, что Римская империя, распространение христианства как мировой религии и долгие века существования Византии явились в некоторой степени плодами трудов Александра Великого.